Что такое Каратэ и как это определить?

Каратэ или не каратэ

На первый взгляд безобидные комментарии к одному из постов в телеграмме превратились в активные обсуждения, которые потребовали точного определения, что же такое каратэ и почему некоторые виды единоборств, называемые каратэ таковыми не являются?
Считаю очень важным заранее предупредить читателя, что в данной статье все мысли и выводы только мое личное мнение и я не претендую на истину в последней инстанции. Кроме этого, спортивные варианты, различные правила и версии соревнований, любые состязания и сравнения рассматриваться не будут. Все спортивные и условные версии каратэ имеют отличные от традиционного каратэ цели и задачи, а значит и отличные от традиционного каратэ методики подготовки. Под термином "традиционное каратэ" я имею ввиду только его первоначальное назначение – победа в реальном поединке.
Будем исходить из того, что каратэ – это боевое искусство и определяется оно свойственными только каратэ характеристиками.
История происхождения каратэ уже всем хорошо известна и останавливаться на деталях не будет иметь смысла. Тем не менее, я хотел бы коротко повториться, чтобы обосновать последующие выводы.
По преданию, в 1392 году тридцать шесть семей из Китая, провинция Фуцзянь прибыли в королевство Рюкю по приказу китайского императора династии Мин по приглашению короля Сатто. Они и их потомки жили в общине, называемой Кумэмура и служили государственными чиновниками и дипломатами в отношениях с Китаем и Японией. Историк Такаси Уэдзато, однако, пишет, что точно неизвестно, когда была создана община. Но он указывает, что в любом случае китайские общины в Рюкю должны были расти в XIV-XV веках, поскольку общины вдоль южного побережья Китая продвигались на юг, а торговля между этим регионом и Рюкю расширялась.
Вновь образовавшееся окинавское сообщество ученых, чиновников и дипломатов проживали в городе Наха недалеко от королевской столицы Сюри, которое было центром культуры и образования во времена королевства Рюкю. Из этих людей сформировался важный аристократический класс ученых и правительственных чиновников, которые служили и позже доминировали в королевской бюрократии Рюкю. На Окинаве, как и в большинстве досовременных обществ, грамотность была редкостью. Таким образом, жители Кумэмуры, грамотные и свободно владеющие китайским языком, получившие образование в области китайской классики, представляли собой группу наиболее образованных людей страны. Первые иммигранты, а позже и их потомки, обучали китайскому языку и административным методам и структурам чиновников Рюкю и других людей. Многие из них также считались экспертами в различных областях, таких как астрономия, навигация, судостроение, производство чернил и бумаги и, конечно, боевых искусствах.
Существует также теория импорта каратэ на Окинаву, которая утверждает, что боевое искусство было привезено в Рюкю после вторжения завоевателей из княжества Сацума, Япония в 1609 году, а также теория, основанная на описании Тедзюном Мияги и «Международной исследовательской ассоциации каратэ-дзюцу Рюкю» о том, что оно было ввезено мастером Кусянку (Кун Сян Чунь) в середине XVIII века. Причем первым иероглифом в названии обзора обозначен Китай династии Тан (唐手道概説).
Теория о том, что после запрета практиками боевых искусств в 1477 году, окинавцы продолжали тренироваться втайне, что привело к развитию кобудо маловероятна, так как вряд ли крестьяне имели достаточно времени для практики и средств для оплаты обучения. Чего нельзя сказать об аристократии, которая вполне могла бы себе это позволить. Запрет был продлен в 1609 году после того, как Окинава была оккупирована Японией.
Неоспоримым фактом остается то, что именно окинавцы объединили китайские боевые искусства с существующими местными вариантами, чтобы сформировать 唐手 – Тодэ или Тоти (Танская рука или китайская рука), справедливо называемая 沖縄手 – Окинава-тэ или Утинаа-ти.
Так или иначе к XVIII веку различные типы "тэ" или "ти" развились в трех населенных пунктах Окинавы – Сюри, Наха и Томари. Соответственно названных Сюри-тэ, Наха-тэ и Томари-тэ. В Японии каратэ, Окинава-тэ или каратэ-дзюцу начали преподавать с 1926 года.
По словам Гитина Фунакоши, слово, произносимое как каратэ (から手), существовало в период королевства Рюкю, но неясно, означало ли оно Танскую руку (唐手) или пустую руку (空手). Китайское происхождение каратэ все чаще рассматривалось с подозрением из-за растущей напряженности в отношениях между Китаем и Японией, а также надвигающейся угрозы полномасштабной войны между двумя странами. В 1933 году японский иероглиф для обозначения каратэ был изменен на слово, произносимое идентично, но с другим значением. Таким образом, «китайская рука» была заменена на «пустая рука».
Но это изменение названия не сразу распространилось среди окинавских мастеров. Многие, такие как Тедзюн Мияги, все еще использовали только "тэ" в повседневном разговоре вплоть до начала Второй мировой войны.
Когда каратэ начали преподавать в материковой части Японии, Гичин Фунакоши и Мотобу Теки использовали название 唐手術 (каратэ-дзюцу, искусство рук Тан) наряду со словом каратэ. Слово 術 (дзюцу) означает искусство или технику, и в те дни оно часто использовалось в качестве суффикса к названию любого боевого искусства, как, например, дзю-дзюцу, кендзюцу и т.п.
Эпохальным событием стало собрание 25 октября 1936 года мастеров каратэ. На нем присутствовали Темо Ханаширо, Теки Мотобу, Чотоку Киан, Дзюхацу Кеда, Чоудзюн Мияги, Синпан Гусукума и Тесин Тибана. На этом собрании было официально принято решение использовать название "Каратэ" в значении "кусю кукен" (空手空拳) – без ничего в руках и кулаках. Это решение поставило точку в определении развития каратэ как боевого искусства. А с 2005 года эта дата празднуется как "День каратэ".
Следующим шагом, подчеркивающим каратэ не только как просто боевое искусство, но и как систему, содержащую духовные элементы, стало добавление 道 (до), как иероглифа, имеющего множество значений, включая понятия "дорога, путь". Иероглиф 道 (до) используется во многих боевых искусствах. В этом контексте 道 обычно переводится как "путь...". Например, айкидо, дзюдо, кюдо или кендо.
Таким образом, 空手道 (каратэдо) – это больше, чем просто техника пустых рук. Это "Путь пустой руки".
Очень важным пунктом необходимо выделить методику тренировок в каратэдо. Обучение выстраиваивается на трех основных инструментах 基本 (кихон), 型 (ката) и 組手 (кумитэ).
Кихон – это базовая техника, изучаемая как на месте в различных позициях (стойках), так и в передвижениях в этих позициях или из позиции в позицию. Постепенно кихон предлагается практиковать с соперником, усложняя от простого к сложному, от одиночных движений на месте до комбинаций в движении. В кихон, как правило, закреплены принципы стиля или школы каратэ, которые являются основным отличительным признаком, отличающих стили или школы друг от друга.
Уже на этапе изучения кихон или его дальнейшей практики, закладываются основные технические и тактические навыки, которые позже закрепляются вместе с изучением ката.
Ката – это упражнения, которые позволяют в пространстве и в реальном времени развивать способность выполнять техники защиты и нападения естественным, рефлекторным образом. Практикуя ката можно довольно успешно развивать силу, быстроту и скорость, выносливость и равновесие, правильное дыхание. Набор и количество ката в каждом стиле или школе каратэ отличны и подчеркивают особенности и важные аспекты обучения и применения техники в поединке. Нельзя рассматривать ката как набор приемов для поединка, как поединок с вымышленными соперниками или как хореографическое исполнение. Другое дело объяснение техник, усилий и мысленного сосредоточения во время практики ката. Для этого используется 分解 (бункай) – анализ и подробные варианты боевых применений движений, которые содержатся в ката. Ката – это серьезный и очень важный инструмент для подготовки бойца.
Кумитэ – это вершина мастерства в каратэ. Принципы каратэ как боевого искусства довольно опасны, поэтому обучают кумитэ осторожно. В процессе обучения очень часто используются дополнительные упражнения, подводящие ученика к практике кумитэ в полную силу. Для этого существуют условные поединки, где действия партнеров заранее определены и согласованы. Цель упражнений — обучение и отработка базовых техник атаки, защиты и контратаки в контролируемой обстановке, а также развитие мышечной памяти и координации движений без риска получения травм.
Не являясь основным критерием обучения каратэ, но не теряя при этом важности в дальнейшей практике, существует множество методик для укрепления тела, увеличения силы и скорости, общей физической подготовки.
Гитин Фунакоши сформулировал общую концепцию каратэ, где основным условием эффективного его применения стало не атаковать первым (空手に先手なし). Успех победы заложен в эффективном противодействии агрессивным действиям соперника. В подтверждение этого принципа говорят ката каратэ. Не существует ни одного ката, которое начинались бы с атакующего действия. Не существует ни одного ката, указывающее на борьбу в стойке или в положении лежа. Безусловно, существуют захваты и броски, добивания, но нет элементов борьбы.
Существуют два принципа ведения поединка в каратэ – 後の先 (го но сэн) и 先の先 (сэн но сэн).
Го но сэн – это перехват инициативы после того, как противник уже начал свою атаку. Это не просто контратака, это состояние ума и уровень концентрации во время поединка.
Сэн но сэн – это упреждающая атака, которая заключается в том, чтобы воспользоваться моментом, когда противник только думает об атаке, и необходимо нанести удар еще до того, как он начнет двигаться или атаковать. Быстро распознавая намерения или скрытность противника, выбрать момент его наибольшей уязвимости и выполнить прием, не давая противнику ни малейшего шанса.
Ответом на основной вопрос, что же такое каратэ? Может служить 一拳必殺 (иккен хисcацу) - понятие, используемое в традиционном каратэ и означающее "убить одним ударом". Однако, это не означает, что любой поединок может и должен быть закончен с помощью всего одного удара, но это понятие передает тот дух, который должен жить в каждом мастере каратэ.
Необходимо отметить, что специальной одежды для занятий каратэ не было. Не было и рангов. Позднее все это появилось благодаря мастеру дзю-дзюцу Кано Дзигоро, который ввел в обучении созданным им дзюдо определенную форму и ранги "кю" в виде ученических цветных поясов и уровней мастерства "дан", которые с успехом потом прижились и в каратэ.
Итак, что же такое каратэ?
  • боевое искусство, обязательно берущее свое начало от 唐手 – Тодэ, позднее 沖縄手 – Окинава-тэ;
  • обязательное условие 空手空拳 (кусю кукен) – без ничего в руках и кулаках;
  • методика обучения и практики каратэ, должна быть основана на кихон, ката и кумитэ;
  • в поединке эффективное противодействие сопернику не должно быть начато первым и должно стремиться к использованию 一拳必殺 (иккен хисcацу), не используя борьбу.
  • общий этикет всех стилей и школ каратэ, форма и ранги и обязательно использование вместе со словом каратэ 道 (до), как показателя чистоты намерений и приверженности каратэ.
В заключение хочется привести несколько цитат старых мастеров о каратэ и его сути.

"Каратэ невозможно в полной мере освоить за короткий срок. Подобно вялому быку, как бы медленно он ни двигался, он в конечном итоге преодолеет тысячу миль. То же самое относится и к тому, кто решил усердно изучать каратэ по два-три часа каждый день. После трех-четырех лет неустанных усилий его тело претерпит кардинальные изменения, раскрывающие саму суть каратэ".

Анко Итосу


"Чем больше вы понимаете каратэ, тем меньше вам нужно его менять или модифицировать".

Цугуо Сакумото


"У каратэ нет философии. Некоторые люди думают, что традиция каратэ пришла из буддизма, и каратэ имеет связь с абсолютом, пространством и вселенной, но я в это не верю. Моя философия заключается в том, чтобы нокаутировать соперника, используя только одну технику. Один добивающий удар!"

Микио Яхара


"Удар должен оставаться как сокровище в рукаве. Его не следует использовать неразборчиво".

Чотоку Къян


"Мы должны открыть каратэ для публики и получать критику, мнения и исследования от других выдающихся бойцов".

Тедзюн Мияги


"Конечная цель каратэ заключается не в победе или поражении, а в совершенствовании характера занимающихся".

Гичин Фунакоши

"Каратэ — это изучение на всю жизнь".

Кенва Мабуни


На мой взгляд, думающий человек сможет разобраться в моих рассуждениях в этой статье и сделать вывод, что же такое каратэ? В любом случае, люди, которые приходят в зал для того, чтобы заниматься единоборствами заслуживают особенного уважения. Им приходится каждый раз преодолевать незримые препятствия в виде собственной лени, страха ощутить боль или предчувствия беспощадной физической нагрузки. Боевые искусства не для всех.

Что же касается каратэ, то в последнее время сильное омоложение занимающихся спортивным каратэ и деградация техники, связанная с толерантно-игровым направлением развития спортивного раздела привела к тому, что изменяются методики преподавания из за чего теряется основной смысл и назначение каратэ. И как результат - дискредитация каратэ как боевого искусства.

Я надеюсь, что мастера традиционных школ каратэ все-таки сумеют сохранить технику, методики и дух каратэ такими, какими они и были задуманы и созданы.


Василий Зюкалин

7 дан Годзю-рю каратэдо Сейвакай