Когда в 1971 году я только начинал изучать каратэ, достоверной исторической информации на английском языке об этом боевом искусстве было крайне мало. Вместо реальных фактов нам часто скармливали «боевые мифы». Подобно современным городским легендам, эти истории пересказывались в додзё по всему миру до тех пор, пока не начинали жить собственной жизнью.
Это явление было распространено не только на Западе, но и на Окинаве, и в Японии. Мастер Гитин Фунакоши объяснял это так: «В прошлом было принято приукрашивать истории о боевых искусствах до такой степени, что они едва отличались от мифов». Сегодня существуют целые телепередачи и сайты, посвященные разоблачению городских легенд. Тот же исследовательский подход может пролить свет на мифы каратэ, подтвердив их или выставив на всеобщее обозрение как вымысел.
Развенчание мифов.
Один из самых популярных мифов связан с появлением черного пояса. Легенда гласит, что в древности ученик начинал в белом поясе, который со временем темнел от пота, пыли и грязи по мере обретения опыта. Поскольку пояс якобы никогда не стирали, он в конце концов становился черным, символизируя истинное мастерство.
Эта история звучит философски и красиво, но она ложна. На самом деле, изначально в каратэ вообще не использовали черные пояса. Более того, не было даже униформы (каратэ-ги): практикующие тренировались с обнаженным торсом и в коротких штанах. Пояса и кимоно были приняты лишь в 1920-х годах. Истинная причина их появления куда менее поэтична, но гораздо больше говорит о социально-культурном климате того времени.
Систему рангов «кю» и «дан» (белых и черных поясов) создал Дзигоро Кано, основатель дзюдо, в конце XIX века, чтобы различать уровни учеников. Он же разработал тренировочный костюм на основе традиционного японского кимоно. Когда в начале 1920-х окинавское каратэ попало на основные японские острова, японцы смотрели на окинавские искусства свысока, считая их «примитивными и дикарскими». Практика каратэ полуголыми и без четкой системы рангов только подкрепляла эти предрассудки. Чтобы каратэ признали в Японии как благородное боевое искусство, мастера переняли систему поясов и форму из дзюдо.
Каратэ и «крестьянское оружие»
Другой миф гласит, что каратэ обучались простые крестьяне Окинавы, которым запрещали иметь оружие. Якобы с помощью «пустых рук» и простых фермерских инструментов они побеждали самураев. Исследования подтверждают, что запрет на оружие на Окинаве действительно был и он послужил стимулом для развития единоборств. Однако каратэ не было искусством для бедняков. Изначально им занимались представители дворянского сословия. У простых крестьян, трудившихся от зари до зари в полях или море, не было ни времени на «полночные уроки у фамильных гробниц», ни денег на оплату обучения. Более того, большинство видов оружия (кобудо), которые мы считаем фермерскими, на самом деле были заимствованы из китайских боевых искусств.
Мастера против тигров и банд.
Существуют легенды о мастерах, способных убить тигра голыми руками или в одиночку разогнать банду из десятка головорезов. Питер Урбан описывал случай, якобы произошедший с мастером Гогэном Ямагути во время Второй мировой войны: якобы китайцы бросили его в клетку к голодному тигру, и мастер забил зверя насмерть руками и ногами. Однако сам Ямагути никогда не упоминал об этом в автобиографии, а его ученики утверждали, что мастер отрицал этот инцидент. Эксперты по дикой природе также крайне скептичны: человек вряд ли способен убить взрослого тигра без оружия.
Похожие истории рассказывают и о мастере Тётоку Кяне. По одной из версий, он в одиночку разогнал банду грабителей, терроризировавшую дорогу между Наха и Сюри, швырнув в них двух кур, которых нес под мышками. Другая, более правдоподобная версия гласит, что Кян просто защитил себя в потасовке, которую спровоцировали его ученики, сохранив при этом самообладание.
Почему мифы важны?
Важно отделять факты от вымысла, но не менее важно понимать посыл мифа. В прошлом легенды создавались как моральный урок: они подчеркивали важность упорных тренировок (черный пояс как символ труда) или триумф добра над злом.
Однако сегодня появляются современные мифы, созданные с иной целью. Шарлатаны выдумывают несуществующие титулы «чемпионов мира» или заявляют, что только они владеют «истинными секретами», чтобы нажиться на доверчивых учениках. Такие мифы не несут морали — они направлены на личное обогащение.
Заключение: Знайте историческую правду, но не упускайте нравственный урок, заложенный в старых преданиях. В то же время, критическое исследование поможет вам отличить истинного мастера от дельца, пытающегося заработать на красивой сказке.