Мне потребовалось много лет, чтобы развить навыки преподавания, которые у меня есть сегодня, и я надеюсь, что мой опыт может помочь другим
поразмышлять над своим стилем преподавания и внести коррективы в свои
процедуры и методы. Когда я впервые начал преподавать в Калифорнии, я преподавал так, как меня учили в Южной Африке и Японии, где сенсея уважали, потому что он был Учителем. Условия были жестокими, как и кумитэ, которое мы проводили на каждом занятии. Однако в Калифорнии ученики не задерживались надолго, когда я преподавал таким образом. Сначала я не был особенно обеспокоен, но после глубокой беседы за ужином с одним из моих учеников я увидел необходимость изменить свое отношение и изменить свои методы обучения. Я должен был это сделать, если хотел стать более эффективным учителем. Я понял, что должен проявлять уважение к своим ученикам и их потребностям, чтобы заслужить их уважение как Учителя, и мне нужно было быть скромным. Мне пришлось заниматься собственным строгим самообучением и подготовкой вне класса. На занятиях мне приходилось следить за своими учениками, чтобы убедиться, что они понимают правильную технику. Это означало, что мне приходилось не только демонстрировать правильную технику своим ученикам, но и объяснять, почему техники нужно выполнять именно так. Я не мог просто сказать, «делай так», не объяснив и не показав, почему нужно выполнять именно так. Недавно я провел целый класс по ката Гекисай Дай Ичи, где мои ученики были объединены в пары, чтобы они могли лучше понять, что они делают в ката и почему они делают это именно так. Одна из самых важных вещей, которую я осознал, как Учитель, заключается в том, что, когда ваши ученики покидают додзё, они остаются вашими учениками. Вы все еще в их жизни, а они все еще в вашей. Как сенсей, вы должны быть искусны в помощи своим ученикам разрешать конфликты, которые возникают в их жизни и отношениях в додзё и за его пределами. Инструктор, который считает, что он не играет роли в жизни своих учеников, когда они выходят за дверь, вероятно, рассматривал их как клиентов, когда они заходили в дверь.
Кроме того, есть много вещей, которые я все еще делаю по старинке. Я преподаю уверенно, демонстрирую уверенно и командую уверенно. Даже когда мои ученики командуют, я хочу, чтобы они тоже делали это с уверенно. Ученики не научатся, если все это делать нерешительно. Моя эволюция в качестве инструктора не произошла в одночасье, это заняло много лет. Я получил свой третий дан и свою лицензию на преподавание (№ 113) от Гогена Ямагучи Сенсея в 1980 году, однако, когда я получил свой шестой дан, Тазаки Сенсей посмотрел на меня и сказал: «Теперь ты настоящий инструктор». Мое обучение тому, как быть эффективным инструктором, не прекратилось, когда я получил свой шестой дан от Тазаки Сенсея. Мое обучение продолжается и сегодня; я регулярно сосредотачиваюсь и размышляю над улучшением своих стратегий обучения. Учение Фудживары Шихана также развивалось с годами. Однажды он сказал мне, что, когда он получил свой восьмой дан, Тазаки Шихан посмотрел
на него и сказал: «Теперь ты сам по себе», и только позже Фудживары Шихан начал понимать, что имел в виду его учитель под этим заявлением. Когда Фудживара Шихан вручил мне мой восьмой дан, он сказал мне то же самое: «Теперь ты сам по себе». Это означало, что есть определенные вещи, которые мне придется выяснить для себя в моем личном Каратэдо, в моем
обучении и в моей жизни. Я начал понимать кое-что из этого, и я продолжу
работать над тем, чтобы больше понять, что имели в виду Тазаки
Шихан и Фудживара Шихан.
Моя эволюция как сенсея продолжается.
Васси Найду
По материалам Pan-American Seiwakai Newsletter Issue 59 (March/April 2023)